Содержание
В начало
Памятка для родителей о вреде спайса
Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов.
Воспитание без насилия
Здоровый образ жизни
Недетское время
Похвала во благо и во вред, или как правильно хвалить ребенка
«Как помогать в учебе?»
Все страницы

«Как помогать в учебе?»

Для того чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности — учебе, мы должны понять, чего именно мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться — это значит получать одни десятки, мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться — это не шалить и слушаться учительницу, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения, точнее, на умение вести себя на уроке.

Прежде всего, следует понять, как ребенок относится к учебе, что составляет сущность этого процесса для него, нащупать нужные нуги и помочь ему сделать первые шаги. Дальше он сможет это делать сам, но сориентировать его должны вы.

Для начала надо уяснить, что цель — это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Кроме того, он должен осознать, что тому, чего он не знает и не умеет, он может научиться, и что для этого потребуются некоторые усилия. При этом ему на помощь могут прийти мама, учитель, учебник, книги.

Важно только, чтобы ребенок не стеснялся признаться в своих трудностях ни родителям, ни учителю. Если он не понял вопрос, не уловил разъяснение или не расслышал, крайне необходимо, чтобы он умел без излишних переживаний переспросить учителя. Ребенок должен усвоить, что учитель в школе в первую очередь для того, чтобы учить.

Необходимо также, чтобы ребенок умел применять полученные знания. Решая задачу, ребенок должен всегда искать причину возникающих трудностей (если таковые встречаются) и представлять, хватит ли ему имеющихся знаний или он нуждается в новых. И, если нуждается, он должен пытаться активно их добыть (задавая вопросы учителю, родителям, а позднее — копаясь в книгах).

Самое главное, чтобы он был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию или умению. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребёнка, чем хорошая оценка.

Если появились плохие оценки и ребенок не может сам с ними справиться, поскольку не обладает ни познавательными потребностями, ни умением учиться, вы можете ему помочь, соблюдая несколько простых правил.

Первое. Не старайтесь его особенно ругать, стыдить и наказывать: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

Второе. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка (двойка, тройка, а для кого и четверка), чтобы, было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю больше — почерк, ошибки, то, что вертелся, то, что писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. А учитель часто этого тоже не объясняет.

Третье. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, что нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а»!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь получается!»). На ошибки надо указывать сдержанно.

Четвёртое. Хвалите ребенка, когда у него получилось то, что раньше ему не давалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо двойки не портфель пятерок, а всего лишь троечку, умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

Пятое. Хвалите ребенка за всякий успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как их избежать.

Шестое. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать.

Подобные меры если и не приведут к немедленному исчезновению из тетрадок двоек или троек, то, по крайней мере, облегчат возможность справиться и с эмоциональными, и с чисто учебными трудностями. А это, в свою очередь, позволит предупредить появление «мировоззрения вашего ребенка» (оно может быть любым — от «Я такой, у меня никогда ничего не получается и не получится, и лучше не пробовать» до «Все против меня, ну и пусть, очень мне это нужно»). Привычка к неудаче (ибо двойка всегда неудача) ведет к искажению развития личности и появлению множества разнообразных трудностей, омрачающих жизнь всей семьи на протяжении долгих школьных лет.



Сейчас 67 гостей онлайн

GTranslate

Russian Belarusian Chinese (Simplified)