Методкабинет



 

Стадии профессионального выгорания:

 

Первая стадия:

 

  • приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

 

Вторая стадия:

 

  • возникают недоразумения с коллегами;
  • появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

 

Третья стадия:

 

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;
  • безразличие ко всему.

 

Симптомы профессионального выгорания

 

ПЕРВАЯ ГРУППА

 

Психофизические симптомы:

 

чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

 

ощущение эмоционального и физического истощения;

 

снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);

 

общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

 

частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

 

резкая потеря или резкое увеличение веса;

 

полная или частичная бессонница;

 

постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

 

одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

 

заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

 

ВТОРАЯ ГРУППА

 

Социально-психологические симптомы:

 

безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

 

повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

 

частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);

 

немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;

 

постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

 

чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

 

чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

 

общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 

ТРЕТЬЯ ГРУППА

 

Поведенческие симптомы:

 

ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;

 

сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

 

постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

 

чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

 

невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

 

Профилактика эмоционального выгорания:

 

Социальный уровень: выполнение различных социальных ролей.

 

Вспомните о том, что, помимо профессиональной роли, у вас есть большое количество разнообразных социальных ролей, которые могут приносить удовольствие и удовлетворение. Напоминайте себе о том, что вы не только психологи, но еще и жены, матери, любимые…

 

Задумайтесь о том, как на ваше состояние влияют люди, с которыми вы регулярно общаетесь. Постарайтесь побольше взаимодействовать с теми людьми, с которыми вам приятно проводить время. Не общайтесь с большим количеством людей, если это не приносит вам удовольствия.

 

Духовный уровень:

 

Важную роль в нашей жизни играет такое понятие, как надежда. Мы надеемся на лучшее несмотря ни на что, не отчаиваемся, если то, чего ожидали, не произошло. Вера — это убежденность в каком либо знании или возможностях. Очень важно во что-то верить. Это дает жизненные силы.

 

Повысить этот уровень можно с помощью занятия творчеством, элементами арт-терапии, прослушиванием музыки. Вспомните о любимом хобби или попробуйте новую деятельность. Начните рисовать, лучше всего красками и на большом листе бумаги, при этом можно не рисовать сюжетные картины, а просто выплескивать на бумагу свои эмоции, как бы разукрашивать белый лист переживаниями.

 

Один из важных моментов в нашей жизни — самореализация. Начиная испытывать сложности в профессиональной деятельности, найдите иную деятельность, которая даст вам возможность личной самореализации. Участвуйте в конкурсах, марафонах, профессиональных встречах. Можно завести себе блог или сайт.

 


К внешним ресурсам можно отнести сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и свободного времени.

 

Если вы чувствуете эмоциональные проблемы в профессиональной деятельности, поищите поддержку у коллег. Возможность поделиться свои- ми переживаниями, мыслями, чувствами — важнейшая составляющая профилактики выгорания. Подумайте, где и как вы могли бы поговорить по душам с коллегами.

 

Конечно, самую мощную поддержку можно получить в семье. Близкие люди, которые всегда рядом, понимают вас и безгранично уважают то, что вы де- лаете.

 

Большое внимание стоит уделить тому, как проводится свободное время. Правильная организация свободного времени, хобби или занятие по интересам способствуют улучшению эмоционального состояния.

 

Задумайтесь над тем, что вам хочется делать в жизни больше всего и от чего вы получаете истинное удовольствие. Посвятите этой деятельности пару часов в день. Сейчас настало время воплощать свои мечты и посвящать личное время только себе и своему любимому делу.

 

Мы можем сами помочь себе выбраться из эмоциональной ямы. Изменив какие-то детали своей жизни, мы изменим свое эмоциональное состояние, что, несомненно, скажется и на профессиональной деятельности.

 

Роль школы в профилактике девиантного поведения

В октябре 2012 года в гимназии состоялся постоянно действующий семинар для педагогического коллектива на котором рассматривался вопрос о роли школы в профилактике девиантного поведения.

Как правило, девиантное поведение является первой ступенькой на пути к совершению несовершеннолетним  правонарушения, поэтому педагогу важно владеть, и уметь использовать на практике  информацией по профилактике девиантного поведения у подростков.

 

Содержание семинара

Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация — эти слова становятся, к сожалению, все более и более употребительными в последнее время. Категория “трудных” подростков весьма разнородна и обширна. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д.

Анализ специальной литературы, статистических данных, материалов прессы позволяет сделать вывод, что конец 20 столетия и начало 21 характеризуется ростом правонарушений и преступлений несовершеннолетних. В последние годы если и не происходит увеличения преступности среди несовершеннолетних, то она ещё находится  на достаточно высоком уровне.

Большинство правонарушений и преступлений совершают так называемые «трудные» подростки. Преступное поведение определяется комплексом причин:

Понятие девиантного поведения, его типы, виды, формы (слайд).

Понятие - социальное действие, отклоняющееся от доминирующих в социуме (обществе в целом или его отдельных группах) социокультурных установок, ожиданий, общепринятых правил, норм исполнения социальных ролей.

 

Типы:

  • –плохие отношения с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм;Десоциализированное
  • Социализированное- привязанность к своим, враждебность к посторонним
  • Агрессивное- насилие над другими
  • Неагрессивное- устойчивая ложь, прогулы занятий, побеги из дома, наркомания

 

Итак, отклоняющееся поведение характеризуют (слайд):

1.Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы. 
2.Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах. 
3.Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях. 
4.Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве. 
5.Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола. 
6.Злоупотребление алкоголем. 
7.Употребление наркотических и токсических веществ. 
8.Уходы из дома, бродяжничество. 
9.Азартные игры. 
10.Прочие виды отклоняющегося поведения.

 

Основные причины возникновения девиантного поведения (слайд):

 

А) НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения; конфликтен, отчуждён, бесконтролен, исключаемый из семьи

 

Б) ОШИБКИ ПЕДАГОГОВ

  1. Педагогическое невежество, поверхностные знания педагогами индивидуальных и психологических особенностей ребёнка.
  2. Нарушение взаимоотношений воспитателя и воспитанника, что нередко приводит к созданию конфликтной ситуации.
  3. Незнание и недооценка положительных черт ребёнка.
  4. Неверие в физические, интеллектуальные и нравственные возможности ребёнка.
  5. Несоблюдение согласованных требований к ребёнку тех, кто участвует в его воспитании.
  6. Злоупотребление прямыми, назойливыми назиданиями.
  7. Отсутствие должного контроля за учебной деятельностью и поведением ребёнка со стороны школы.
  8. Грубое, пренебрежительное, неуважительное отношение к личности ребёнка.

 

Для того чтобы работа по преодолению проблемы в поведении ученика имела результата необходимо соблюдение некоторых общих правил.

Позитивный настрой. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем.

Доверительное взаимодействие. Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.

Древние мудрецы говорили, что можно перейти только мост, к которому подошел. Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребенку и наоборот.

Выявление причин. Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то

Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими.

1.Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних заданий. А уж такие способы привлечения внимания, как дерганье за косички, подножки, просто широко известны.

2.Стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.

3.Нравственно-духовная незрелость, ведущая к десакрализации человеческих ценностей, обесцениванию чувства любви, добра.

4.Стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.

 

Последовательность во взаимоотношениях. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям.

 

Позитивность взаимодействия. Всем нам хорошо известно «золотое» правило воспитания: «правило кнута и пряника», или «правило поощрения и наказания».

В) ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

«заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение ребёнка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;

Г) СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ
противоречия в обществе, в микросоциуме.

Д) ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СИТУАЦИИ

развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.

 

Профилактика девиантного поведения (слайд)

Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращения возможных проявлений девиантного поведения.

Выделяют следующие виды профилактики: первичная, вторичная, третичная (Слайд).

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нарушений и работа с «группой риска».

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение различных расстройств, также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Формы профилактики (слайд):

1.Информирование. Это наиболее привычное направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов

2.Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

3.Организация здорового образа жизни.

4.Активизация личностных ресурсов (позитивное самовыражение).

 

Этапы работы образовательных учреждений
по профилактике девиантного поведения (слайд):

- мероприятия по пропаганде здорового образа жизни;
- мероприятия по профилактике правонарушений;
- мероприятия по организации занятости, досуга учащихся школы;
- повышение психологической грамотности родителей, педагогов;
- работа по созданию благоприятного психологического климата в классных коллективах;
- оказание помощи в обучении и воспитании детей семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, СОП;
- укрепление связей семьи и школы;
- предупреждение развития кризисных ситуаций;
- создание у ребенка чувства защищенности, психологического комфорта, предъявление соразмерных требований;
- контроль пропусков учащимися занятий;
- выявление интересов учащихся, помощь в профессиональном самоопределении, выборе дальнейшего образовательного маршрута;
- осуществление контроля за соблюдением прав подростков;
- духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
- организация работы кружков и секций по интересам, внеурочной занятости учащихся.

 

Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению, т.е. социализацию ребёнка.

Окружающая  социальная  микросфера,  психологический  климат  в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами  -  все это отражается на ребенке. И если мы сведем до минимум плохое влияние, если мы  будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в  том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер  детей  в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

 Скачать план мероприятия с презентацией PowerPoint>>
 
 

 

Сейчас 21 гостей онлайн

GTranslate

Russian Belarusian Chinese (Simplified)