Плутарх: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспита­ния сде­лались хорошими – это в нашей власти».

Цель – найти ответы на  вопросы:

  •  Каковы причины перегрузок, возникающих  у учащихся при вы­полне­нии до­машнего задания?
  • Как  помочь ученику справится  с выполнением домашнего зада­ния?
  • На что обратить  внимание   при постановке домашней ра­боты по от­дель­ным предметам?

2. Постановка проблемы.
Причины нарушения здоровья учащихся.
«-- Ну почему так много задают! Мы что роботы, все это решить. Опять буду учить полдня. Я устал и у меня болит голова.   И толку что я учу, все равно не спрашивают! »
         Это говорит мой ребенок, который учится в седьмом классе. Что ему от­ветить не знала. Когда учился в начальной школе, мы как-то не заме­чали особо, что он сильно устает после школы, и не было жалоб, что много задают домашней работы? Я как родитель,  переживаю,  что мой ребенок явно испы­тывает стресс, что существенно влияет на его здоро­вье  и соответственно на ус­пехи в учебе.
        Дети составляют свыше 27% населения России, это социальная группа, наиболее чувствительная к воздействию вредных факторов среды обитания. Сегодня мы с тревогой отмечаем, что в последние годы сохраняется тенден­ция ухудшения состояния здоровья детей. По данным результатов профилак­тических осмотров детского населения в  школах за период 2005/2006 - 2008/2009 учебный год число детей  имеющие про­блемы с  пониженным слу­хом, зрением, дефектами речи,  нарушением осанки  и ряд других заболева­нии, увеличивается с каждым годом.
Что могло стать  причиной подобной ситуации?

  • ухудшение ус­ло­вий жизни
  • психоэмоциональные стрессы
  •  неудовлетворительное каче­ство питания
  • неблагоприятная экологическая обстановка
  •  несо­блюде­ние санитарно-гигиенических требований
  •  увеличение учебных нагру­зок
  • увеличение  объема домашнего задания

       По данным Научного центра здоровья детей в настоящее время каж­дый третий ребенок не готов к систематическому обучению в школе. У 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения  в развитии опорно-двигатель­ного аппарата, 30% детей имеют нарушения в сер­дечно сосудистой, дыха­тельной системах.
                                                                    
      В последние годы значительно увели­чился недельный учебный план школьников, а учебные программы зна­чи­тельно усложнены, и  их авторы стали все больше соглашаться, что трудно учиться детям даже с отменным здоровьем.
      Многие школы нашей страны уже  работают по 5-дневной неделе, что привело сокращению учебного  года почти на 40 дней. Хотя учебные планы по-прежнему рассчитывают на 6 дней в неделю. Количество уро­ков воз­росло в начальной школе до 6 вместо 4-5, а в средней до 8 уроков в день, взамен 5-6. Количе­ство уроков и объема учебного материала  требует  увеличение объема знаний,  следовательно, растет и время на подготовку домашнего зада­ния.
            Если суммировать время занятий в школе и дома, то получится, что рабо­чий день в начальной школе со­ставляет 10-11 часов, а в средних классах до 14-15 часов. Увеличение на­грузки не проходит бесследно: удетей отмечается большая распростра­нённость и выраженность нервно-психическихнаруше­ний, боль­шая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфунк­циями, более низкая сопротивляемость болезням и другие наруше­ния. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у де­тей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психо­неврологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищева­рения.
Перегрузка домашней работой.
                               Объем домашнего задания  и время на его выполнения должен соответ­ствовать требованиям Са­ни­тарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобра­зова­тельном учреждении СанПиН. Кроме того, для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник и не давать домашних заданий по рисова­нию, пению, труду и физкультуре.
Рассмотрим   график максимального времени   на выполнения домаш­него задания с учетом возраста   учащегося, рекомендуемого СанПиНомИз­данного графика мы видим следующее:
 
              С каждым годом количество предметов возрастает, учебная на­грузка увеличивается и соответственно время на выполнение домаш­него задания  тоже. Как должно быть распределено  время на отдельно взятые предметы с точки зрения рекомендации  СанПиНа.  Удобно рас­смотреть данный момент с помощью таблицы,  где указаны предметы в соответствии  общеобразова­тельной программы  многих школ и учтена возрастная особенность уча­щихся. Общая сумма времени усреднена, поскольку в день у учащихся от 4 до  6 уроков,  основные предметы повторяются каждодневно, остальные по­вторяются 2-3 раза в неделю.
             При опросе учащихся, родителей учащихся а также учителей   нашей школы получили следующие результаты. Учителя начальной школы считают, что ученик должен укладываться в график, предложенный  нормативами. Однако  при пятидневной  учебной на­грузке, количество предметов   в день увеличено. Следовательно, время на подготовку тоже, что уже приводит к перегрузке домашней работы минимум на 30 минут в день, за  5-дневную неделю составляет 2,5 часа, и на понедель­ник задания тоже бывают. Родители  детей  начальных классов говорят о том, что приходится по­мо­гать  при выполнении домашней работы, так как иногда ребенок не справля­ется или может просидеть за учебниками с тетрадками  намного больше  времени, чем указано в нормативах СанПина. Учащиеся, как правило, под­тверждают слова родителей. 
                 Среднее звено - учащиеся 5-8 класс.  Аналогичная ситуация по перегрузке учебного плана и домашней работы. При опросе учителей предметни­ков, оказалось, что каждый превышает время выполнения домашнего задания  на 10-15 минут,  итого за день от 30 минут до 1 часа, за шести­дневную неделю  перегрузка составила в среднем  1,5-2,5 часа. Что за­даем больше, уже видно.  Учащиеся этого звена все больше говорят, о том, что  самостоятельно не справляются домашним заданием, и просят помощи у родителей и одно­классников.
В старших классах ситуация под контролем по домашнему заданию, но перегрузка в учебном плане присутствует.  Хотя ученики при отве­тах на во­прос, сколько времени уходит на выполнение, отвечали, что на дни с боль­шей учебной нагрузкой  требуется больше времени на выпол­нение домаш­него задания.
3.Способы решения  проблемы.
Организация домашней учебной работы.
              Важную роль  на пути преодоления перегрузок, формирование  умении и навыков во время учебного процесса. Их формирование сейчас предусматри­вается учебными программами по большинству предметов. Организация до­машней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания невозможно рассматривать отдельно от содержания, ха­рактера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего за­дания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятель­ная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием до­машнего заданияСочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего за­дания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
              Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функ­ции. В чём же они состоят? Домашняя работа учащихся является важнейшим средством углуб­лённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Навык становится прочным многократном выполнении различных уп­ражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей ма­териала и от индивидуальных особенностей учащихся. Одни достигают не­обходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражне­ниями качество навыка. Другие же  должны дома с помощью инструкции в учебнике или тетради повторно этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. И естественно, что домашняя учебная работа не может быть копией того, что было на уроке.
 Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. При не выполнении условии, домашняя работа  приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и ум­ственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосред­ственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоя­тельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функ­ций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоя­тельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффектив­ный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание ини­циативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете,– под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любозна­тельность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творче­ство. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие уча­щиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополни­тельную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познава­тельные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познава­тельные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних зада­ний. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные воз­можности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к до­машней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профес­сиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом – одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоя­тельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.
Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирова­ние опыта творческой деятельности – всё это является условиями формиро­вания потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может форми­роваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной ра­боты:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, от­дель­ным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усво­енных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа уз­наёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания це­лесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа– такая, которая может быть рас­считана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой диффе­рен­цированного подхода на этом этапе является организация самостоятель­ной работы младших школьников, которая реализуется посредством сле­дующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, бе­рущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих спо­собностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отра­батываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте– новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания анало­гично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
Классификация ТДЗ

Основные цели ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную ин­формацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.
Временные рамки выполнения ТДЗ:не менее недели.
Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то про­верка домашнего задания является по традиции частью урока.
В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообраз­ные формы проверки, но преобладающей всё-таки оста­ётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домаш­ними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просмат­ривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспи­тательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формирова­нию у них адекватной самооценки. О педагогическом значении проверки домашних за­даний в своё время писала Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если органи­зован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезор­ганизует учащихся, по­нижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности про­верки, эпизодичность проверки также дезорганизует».
Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограни­чивается лишь вы­ставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка до­машней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отмет­ках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установ­ления очерёд­ности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.
А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи ис­ключать нельзя. Опыт­ные учителя и здесь предусмотрительны. Одни при­учают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в про­цессе про­верки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи вы­полнять дру­гое задание, по выбору самого ученика, и для этого предостав­ляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получи­лось решение, не ог­раничиваясь обычным «не понял», «не сумел».
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учи­теля в любом классе.

Методические рекомендации по организации домашнего задания.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в ка­кой-то степени сохранить здоровье учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требова­ния:
• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учи­тель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккурат­ность в работе (установка на контроль);
• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индиви­дуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуа­лизацию заданий);
• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумы­вания, наблюдений (разнообразие заданий);
• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск реше­ний, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей уче­ния);
• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоен­ные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
• проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его вы­полнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, ис­пользованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание ма­териалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вы­зова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить доста­точно данных для  суждения о знаниях каждого ученика. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависи­мости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в на­чале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше да­вать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, кон­тролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вы­текает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит после­дующий урок.
Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчива­ется до­машним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового мате­риала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порож­дает хрони­ческое недопонимание. Следует помнить, что домашнее задание разъ­ясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как де­лать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень про­стым для сильных учащихся. Необходимо предупредить излишнее увле­чение домашними заданиями, ко­торое может привести к перегрузке уча­щихся: ис­ключить задания, рассчи­танные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отни­мающие много времени, но не дающие нужного по­ложительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и не­верный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет. Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения ко­торых уча­щиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоор­динирован­ные учителем по другим предметам. Постановка четкой цели каждого до­машнего задания, отбор их видов и ре­альная оценка всех возмож­ностей уча­щихся предупредит опасность пере­грузки. Согласно современным педагоги­ческим и гигиеническим требованиям, обу­чение в первом классе проводиться без домашних заданий (только со второго полугодия возможны задания по чтению). Однако нередко это требование нарушается, как нару­шается оно и тогда, когда на выходные, праздничные и каникулярные дни дети получают домашние задания.

Плутарх: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспита­ния сде­лались хорошими – это в нашей власти».

Цель – найти ответы на  вопросы:

  •  Каковы причины перегрузок, возникающих  у учащихся при вы­полне­нии до­машнего задания?
  • Как  помочь ученику справится  с выполнением домашнего зада­ния?
  • На что обратить  внимание   при постановке домашней ра­боты по от­дель­ным предметам?

2. Постановка проблемы.
Причины нарушения здоровья учащихся.
«-- Ну почему так много задают! Мы что роботы, все это решить. Опять буду учить полдня. Я устал и у меня болит голова.   И толку что я учу, все равно не спрашивают! »
         Это говорит мой ребенок, который учится в седьмом классе. Что ему от­ветить не знала. Когда учился в начальной школе, мы как-то не заме­чали особо, что он сильно устает после школы, и не было жалоб, что много задают домашней работы? Я как родитель,  переживаю,  что мой ребенок явно испы­тывает стресс, что существенно влияет на его здоро­вье  и соответственно на ус­пехи в учебе.
        Дети составляют свыше 27% населения России, это социальная группа, наиболее чувствительная к воздействию вредных факторов среды обитания. Сегодня мы с тревогой отмечаем, что в последние годы сохраняется тенден­ция ухудшения состояния здоровья детей. По данным результатов профилак­тических осмотров детского населения в  школах за период 2005/2006 - 2008/2009 учебный год число детей  имеющие про­блемы с  пониженным слу­хом, зрением, дефектами речи,  нарушением осанки  и ряд других заболева­нии, увеличивается с каждым годом.
Что могло стать  причиной подобной ситуации?

  • ухудшение ус­ло­вий жизни
  • психоэмоциональные стрессы
  •  неудовлетворительное каче­ство питания
  • неблагоприятная экологическая обстановка
  •  несо­блюде­ние санитарно-гигиенических требований
  •  увеличение учебных нагру­зок
  • увеличение  объема домашнего задания

       По данным Научного центра здоровья детей в настоящее время каж­дый третий ребенок не готов к систематическому обучению в школе. У 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения  в развитии опорно-двигатель­ного аппарата, 30% детей имеют нарушения в сер­дечно сосудистой, дыха­тельной системах.
                                                                    
      В последние годы значительно увели­чился недельный учебный план школьников, а учебные программы зна­чи­тельно усложнены, и  их авторы стали все больше соглашаться, что трудно учиться детям даже с отменным здоровьем.
      Многие школы нашей страны уже  работают по 5-дневной неделе, что привело сокращению учебного  года почти на 40 дней. Хотя учебные планы по-прежнему рассчитывают на 6 дней в неделю. Количество уро­ков воз­росло в начальной школе до 6 вместо 4-5, а в средней до 8 уроков в день, взамен 5-6. Количе­ство уроков и объема учебного материала  требует  увеличение объема знаний,  следовательно, растет и время на подготовку домашнего зада­ния.
            Если суммировать время занятий в школе и дома, то получится, что рабо­чий день в начальной школе со­ставляет 10-11 часов, а в средних классах до 14-15 часов. Увеличение на­грузки не проходит бесследно: удетей отмечается большая распростра­нённость и выраженность нервно-психическихнаруше­ний, боль­шая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфунк­циями, более низкая сопротивляемость болезням и другие наруше­ния. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у де­тей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психо­неврологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищева­рения.
Перегрузка домашней работой.
                               Объем домашнего задания  и время на его выполнения должен соответ­ствовать требованиям Са­ни­тарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобра­зова­тельном учреждении СанПиН. Кроме того, для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник и не давать домашних заданий по рисова­нию, пению, труду и физкультуре.
Рассмотрим   график максимального времени   на выполнения домаш­него задания с учетом возраста   учащегося, рекомендуемого СанПиНомИз­данного графика мы видим следующее:
image
              С каждым годом количество предметов возрастает, учебная на­грузка увеличивается и соответственно время на выполнение домаш­него задания  тоже. Как должно быть распределено  время на отдельно взятые предметы с точки зрения рекомендации  СанПиНа.  Удобно рас­смотреть данный момент с помощью таблицы,  где указаны предметы в соответствии  общеобразова­тельной программы  многих школ и учтена возрастная особенность уча­щихся. Общая сумма времени усреднена, поскольку в день у учащихся от 4 до  6 уроков,  основные предметы повторяются каждодневно, остальные по­вторяются 2-3 раза в неделю.
             При опросе учащихся, родителей учащихся а также учителей   нашей школы получили следующие результаты. Учителя начальной школы считают, что ученик должен укладываться в график, предложенный  нормативами. Однако  при пятидневной  учебной на­грузке, количество предметов   в день увеличено. Следовательно, время на подготовку тоже, что уже приводит к перегрузке домашней работы минимум на 30 минут в день, за  5-дневную неделю составляет 2,5 часа, и на понедель­ник задания тоже бывают. Родители  детей  начальных классов говорят о том, что приходится по­мо­гать  при выполнении домашней работы, так как иногда ребенок не справля­ется или может просидеть за учебниками с тетрадками  намного больше  времени, чем указано в нормативах СанПина. Учащиеся, как правило, под­тверждают слова родителей. 
                 Среднее звено - учащиеся 5-8 класс.  Аналогичная ситуация по перегрузке учебного плана и домашней работы. При опросе учителей предметни­ков, оказалось, что каждый превышает время выполнения домашнего задания  на 10-15 минут,  итого за день от 30 минут до 1 часа, за шести­дневную неделю  перегрузка составила в среднем  1,5-2,5 часа. Что за­даем больше, уже видно.  Учащиеся этого звена все больше говорят, о том, что  самостоятельно не справляются домашним заданием, и просят помощи у родителей и одно­классников.
В старших классах ситуация под контролем по домашнему заданию, но перегрузка в учебном плане присутствует.  Хотя ученики при отве­тах на во­прос, сколько времени уходит на выполнение, отвечали, что на дни с боль­шей учебной нагрузкой  требуется больше времени на выпол­нение домаш­него задания.
3.Способы решения  проблемы.
Организация домашней учебной работы.
              Важную роль  на пути преодоления перегрузок, формирование  умении и навыков во время учебного процесса. Их формирование сейчас предусматри­вается учебными программами по большинству предметов. Организация до­машней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания невозможно рассматривать отдельно от содержания, ха­рактера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего за­дания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятель­ная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием до­машнего заданияСочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего за­дания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
              Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функ­ции. В чём же они состоят? Домашняя работа учащихся является важнейшим средством углуб­лённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Навык становится прочным многократном выполнении различных уп­ражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей ма­териала и от индивидуальных особенностей учащихся. Одни достигают не­обходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражне­ниями качество навыка. Другие же  должны дома с помощью инструкции в учебнике или тетради повторно этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. И естественно, что домашняя учебная работа не может быть копией того, что было на уроке.
 Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. При не выполнении условии, домашняя работа  приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и ум­ственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосред­ственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоя­тельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функ­ций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоя­тельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффектив­ный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание ини­циативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете,– под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любозна­тельность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творче­ство. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие уча­щиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополни­тельную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познава­тельные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познава­тельные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних зада­ний. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные воз­можности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к до­машней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профес­сиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом – одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоя­тельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.
Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирова­ние опыта творческой деятельности – всё это является условиями формиро­вания потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может форми­роваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной ра­боты:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, от­дель­ным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усво­енных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа уз­наёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания це­лесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа– такая, которая может быть рас­считана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой диффе­рен­цированного подхода на этом этапе является организация самостоятель­ной работы младших школьников, которая реализуется посредством сле­дующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, бе­рущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих спо­собностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отра­батываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте– новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания анало­гично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
Классификация ТДЗ

Основные цели ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную ин­формацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.
Временные рамки выполнения ТДЗ:не менее недели.
Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то про­верка домашнего задания является по традиции частью урока.
В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообраз­ные формы проверки, но преобладающей всё-таки оста­ётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домаш­ними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просмат­ривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспи­тательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формирова­нию у них адекватной самооценки. О педагогическом значении проверки домашних за­даний в своё время писала Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если органи­зован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезор­ганизует учащихся, по­нижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности про­верки, эпизодичность проверки также дезорганизует».
Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограни­чивается лишь вы­ставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка до­машней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отмет­ках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установ­ления очерёд­ности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.
А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи ис­ключать нельзя. Опыт­ные учителя и здесь предусмотрительны. Одни при­учают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в про­цессе про­верки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи вы­полнять дру­гое задание, по выбору самого ученика, и для этого предостав­ляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получи­лось решение, не ог­раничиваясь обычным «не понял», «не сумел».
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учи­теля в любом классе.

Методические рекомендации по организации домашнего задания.

Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в ка­кой-то степени сохранить здоровье учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требова­ния:
• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учи­тель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккурат­ность в работе (установка на контроль);
• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индиви­дуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуа­лизацию заданий);
• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумы­вания, наблюдений (разнообразие заданий);
• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск реше­ний, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей уче­ния);
• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоен­ные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
• проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его вы­полнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, ис­пользованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание ма­териалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вы­зова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить доста­точно данных для  суждения о знаниях каждого ученика. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависи­мости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в на­чале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше да­вать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, кон­тролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вы­текает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит после­дующий урок.
Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчива­ется до­машним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового мате­риала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порож­дает хрони­ческое недопонимание. Следует помнить, что домашнее задание разъ­ясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как де­лать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень про­стым для сильных учащихся. Необходимо предупредить излишнее увле­чение домашними заданиями, ко­торое может привести к перегрузке уча­щихся: ис­ключить задания, рассчи­танные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отни­мающие много времени, но не дающие нужного по­ложительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и не­верный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет. Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения ко­торых уча­щиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоор­динирован­ные учителем по другим предметам. Постановка четкой цели каждого до­машнего задания, отбор их видов и ре­альная оценка всех возмож­ностей уча­щихся предупредит опасность пере­грузки. Согласно современным педагоги­ческим и гигиеническим требованиям, обу­чение в первом классе проводиться без домашних заданий (только со второго полугодия возможны задания по чтению). Однако нередко это требование нарушается, как нару­шается оно и тогда, когда на выходные, праздничные и каникулярные дни дети получают домашние задания.

Сейчас 40 гостей онлайн

GTranslate

Russian Belarusian Chinese (Simplified)