Анонс практико-ориентированного проекта "Птичьи права"

 

 

ПАМЯТКА

 

по организации и проведению мастер – класса

 

Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. 
Мастер-класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определённых знаний по специально подобранной теме. 
Основным условием успешного и эффективного мастер – класса является наличие педагога-мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслуживающего признание со стороны своих коллег.
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов, обучающихся в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников). 
Мастер – класс может иметь разовый характер, может повторяться или иметь серийный характер. Это зависит как от самого руководителя мастер – класса, так и от потребностей педагогической, образовательной среды. Наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации, привития интереса к определенным видам деятельности является серийное проведение мастер – классов.
По формам мастер – класс может быть проведён:
- с педагогами и для них без участия детей;
- с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории.
Возможен следующий примерный план проведения мастер – класса:
- вступительная часть, где руководителем мастер – класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
- основная демонстрационная часть; основная комментирующая часть, где руководитель мастер – класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;
- подведение итогов, обсуждение занятия самими участниками, руководителем мастер – класса.
Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер – класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится без участия детей и/или для начинающих педагогов. В таком случае иллюстративный (и весь дидактический) материал должен быть использован в максимальном объёме и в то же время быть очень строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации.
Не менее тщательно должны быть продуманы комментарии педагога, проводящего мастер – класс. Эти комментарии могут даваться в демонстрационной части мастер – класса, но более удачным представляется вариант использования специальной комментирующей части, прежде всего, в случае, когда мастер – класс проводится с участием детей.
Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.
Задачи мастер-класса:
1) Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.
2) Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды.
3) Разработка авторской модели уроков (занятий) в режиме демонстрируемой педагогической технологии. 
Модель проведения мастер-класса
Содержание Деятельность учителя - мастера Деятельность участников
Подготовительно-организационный
Постановка цели и задач мастер – класса.
Актуализация темы.
Мотивация участников на плодотворную деятельность. Приветствует, говорит вступительное слово, актуализирует тему, мотивирует участников на совместную деятельность. Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, формулируют собственные цели и задачи
Основной
Поэтапная реализация заявленной темы занятия. Организует деятельность педагогов по усвоению темы мастер – класса, ее практической реализации Показывает приемы, используемые в своей педагогической деятельности, демонстрирует собственные находки и открытия, комментируя их. Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей. Представляют полученныерезультаты.
Заключительный
Подведение итогов занятия с точки зрения приращения профессиональных компетенций педагогов. Рефлексия. Организует подведение итогов мастер – класса, рефлексию деятельности его участников. 
Налаживает обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Проводят самооценку и самоанализ деятельности в процессе мастер – класса. Проводят рефлексию. Актуализируют задачи собственной педагогической деятельности.
Алгоритм проведения мастер-класса.
Презентация педагогического опыта педагога - мастера. 
• Обоснование основных идей эффективной педагогической практики. 
• Характеристика профессионального творчества педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки). 
• Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
• Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической практики.
Представление урока (занятия) или системы уроков.
• Рассказ учителя - мастера о системе уроков в режиме эффективной педагогической практики. 
• Описание проекта открытого урока (занятия). 
• Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться. 
• Краткая характеристика обученности, обучаемости учащихся, воспитанников (реальные учебные и воспитательные возможности, состояние здоровья), обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся. 
• Доказательство результативности деятельности учащихся, воспитанников, положительной динамики в состоянии соматического или психического здоровья, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии. 
• Вопросы педагогу по изложенному проекту. 
Открытый урок (занятие) или имитационная игра со слушателями, где демонстрируются приемы эффективной работы с учащимися (воспитанниками). Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.
Моделирование. 
Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме урока мастера (Мастер выступает в роли консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.)
Рефлексия. 
• Анализ урока (занятия), сделанный педагогом-мастером. 
• Вопросы слушателей к педагогу по проведенному уроку (занятию). 
• Общая дискуссия.
• Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

 

Литература 
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005, №2.
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие.– М.:АПКиППРО,2006.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. 
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Сейчас 33 гостей онлайн

GTranslate

Russian Belarusian Chinese (Simplified)