ВЛИЯНИЕ

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
НА МОТИВАЦИЮ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Этот вопрос широко обсуждается в методической литературе последних лет. Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение  на уроках элементов страноведения. Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения иностранным языкам. Содержание страноведческих текстов должно быть значимым для студентов, иметь определенную новизну, будь то общие сведения об образовательных учреждениях, о государственном устройстве, о молодежных организациях страны изучаемого языка или об особенностях речевого поведения и этикета. Элементы страноведения на занятиях иностранного языка вызывают у студентов потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами. И именно лингвострановедение  должно служить опорой для поддержания мотивации, т.к. включает в себя два аспекта:

1) обучает языку;

2) предоставляет сведения о стране.

 

Поэтому так важны исследования и изучение процесса усвоения лингвострановедческого материала. Основным методом передачи лингвострановедческих знаний является рассказ в совокупности с принципами  обучения: наглядности и использование технических средств обучения, а основной объем лингвострановедческого материала сосредоточен в книгах для домашнего чтения и самостоятельной работы.

 

Лингвострановедческий материал является сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков. Отсюда следует, что мотивация увеличится и станет прочнее, если мы будем вводить элементы лингвострановедческого характера.

 

Современное обучение иностранным языкам как в школе, так и в высших учебных заведениях, должно иметь ярко выраженную коммуникативную направленность. Почему же достигается столь желанное практическое овладение иностранным языком? Если мы хотим получить планируемый результат, то он должен выражаться  в идеальном виде в цели обучения, точнее в комплексном подходе к обучению иностранным языкам, где преследуется комплексная реализация практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей. Пренебрежение любым аспектом приводит к ощутимым потерям.

Положение о необходимости усвоения иностранного языка в тесной связи с культурой народа – носителя данного языка уже давно воспринимается в отечественной методике преподавания иностранных языков как аксиома. Известно, что использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач.

 

Иностранная культура как цель обучения имеет социальное, лингвострановедческое, педагогическое и психологическое содержание, которое соотносится со всеми аспектами обучения. На каждом занятии должно осваиваться определенное количество объектов социального, лингвострановедческого, педагогического и психологического содержания иноязычной культуры. Подобный подход способствует увеличению мотивации студентов, делает обучение управляемым и дает возможность овладеть иноязычной культурой, которая включает следующие компоненты:

  1. знания о функциях, культуре, способах овладения языком как средством общения;
  2. учебные и речевые навыки – опыт использования знаний;
  3. умение осуществлять все речевые функции;
  4. мотивация – опыт, обращенный на систему ценностей личности.

 

Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у студентов интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание как в психологии, так и в методике обучения этому предмету. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы. Пути  решения   связываются с:

  1. созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые студенты ощущали бы результат своей деятельности;
  2. вовлечением эмоциональной сферы в процесс обучения;
  3. характером педагогических воздействий преподавателя, в частности наличием стимулов и подкреплений;
  4. использованием на занятиях аудиовизуальных средств;
  5. использованием личностной индивидуализации;
  6. разработкой системы внеаудиторных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

 

Так же благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идет через:

  1. вовлечение студентов в самостоятельную работу на занятии;
  2. проблемность заданий  и ситуаций;
  3. контроль знаний умений и навыков;
  4. использование познавательных игр;
  5. страноведческий материал;
  6. доброжелательное отношение к учащимся.

Согласно психологическим исследованиям  мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия  преподавателя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения студентов, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение студентов к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если студентов побуждает заниматься сама деятельность, когда им нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у них есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов.

 

Стремление к коммуникативной компетенции, как к конечному результату обучения, предполагает не только владение соответствующей иноязычной техникой (т.е. языковую компетенцию студентов), но и усвоение колоссальной неязыковой информации, необходимой для адекватного обучения и взаимопонимания, потому что последнее  недостижимо без относительного равенства основных сведений общающихся об окружаемой действительности. Заметное различие в запасе этих сведений у носителей разных языков в основном определяется  различными материальными и духовными условиями существования соответствующих народов и стран, особенностями их истории, культуры, общественно-политического строя, политической системы и т.п. Таким образом, общепризнанным стал вывод о необходимости  глубоко знать специфику страны (стран) изучаемого языка  и тем самым о необходимости страноведческого подхода как одного из главных принципов обучения иностранным языкам.

 

 

 

Сейчас 9 гостей онлайн